Версия для слабовидящих
История поселения

Куринская— станица в Апшеронском районе Краснодарского края.

 Административный центр Куринского сельского поселения.

В состав поселения входят:

- станица Куринская

- хутор Старый Куринский;

- хутор Городок

- посёлок  Станционный (ст. Хадыженска)

Население более трех тысяч жителей.

География

Станица расположена на реке Пшиш (- правый приток Кубани. Пшиш в переводе с адыгейского означает «Князь»), при впадении в неё левого притока Кура, в горно-лесной зоне, в 14 км западнее города Хадыженск.

Мирнушка – речка, левый приток р. Пшиш в станице Куринской. Свое название речка получила в XIX веке в честь состоявшегося примирения между горцами, русскими и турецкими войсками.

Улицы

  • пер. Восточный,
  • пер. Гаражный,
  • пер. Зелёный,
  • пер. Речной,
  • пер. Родниковый,
  • пер. Степной,
  • пер. Школьный
  • пер. Сиреневый,
  • ул. Береговая,
  • ул. Весенняя
  • ул. Горького,
  • ул. Дачная,
  • ул. Железнодорожная,
  • ул. Заречная 2-я,
  • ул. Заречная,
  • ул. Зелёная,
  • ул. Клубная,
  • ул. Клубная,
  • ул. Космонавтов,
  • ул. Ленина,
  • ул. Лесная,
  • ул. Мира,
  • ул. Мостовая,
  • ул. Новицкого,
  • ул. Октябрьская,
  • ул. Ольховая,
  • ул. Первомайская,
  • ул. Подгорная,
  • ул. Подгорная,
  • ул. Привокзальная,
  • ул. Прусакова,
  • ул. Пушкина,
  • ул. Солнечная,
  • ул. Тихая,
  • ул. Тоннельная 1-я,
  • ул. Тоннельная 2-я,
  • ул. Тоннельная,
  • ул. Туапсинская.
  • ул. Чернышевского
  • ул. Чкалова,
  • ул. Шаумяна,
  • ул. Шоссейная

  История

Станица Куринская образовалась в 1864 году. В это время царское правительство послало свои войска для покорения горцев. На месте станицы Куриснкой стоял Куринский пехотный полк №79, перемещенный из Персии в Грузию. Через всю Грузию течёт река Кура, отсюда и название полка:

 

После сражения с горцами и победы над ними, здесь, в долине реки Пшиш и был оставлен сторожевой пост из казаков Куринского полка. Первые охотники- поселенцы из станицы Баталпашинской и Белореченской прибыли в мае 1864 года, позже пришло несколько семей из Кавказской армии. Они назвали свою станицу Куринской, а реку – Курой.

 

1902 г. Ветераны 79-го Куринского пехотного полка на праздновании столетия полка.

Большая часть семей (переселенцев) сейчас же была приписана к казакам, меньшая – мастеровые и кустари, остались в пригородных, с правом на временную аренду земли и леса у станичного правления. Пригородной земли для земледелия было очень мало, лес поступал к реке. Дорога проходила через заболоченную территорию. Освоение земель и подъездных путей осваивалось очень медленно и жители покидали станицу. До 1893 года в станице было 22 двора. Продукты питания доставляли чумаки, запрягая в подводы коней или быков. В 1909 году в станице была одна лавка, амбулатории не было. В этом же году началось строительство железной дороги. Всего населения было 325 человек. Начальная школа открылась в 1911 году. 
Села, как и люди, имеют свою биографию. В 1918 году железным потоком прошли здесь полки легендарной Таманской армии.

 А в 1921 году организована первая комсомольская ячейка, открыта изба-читальня, сформирован отряд ЧОН для борьбы с бандами бело-зеленых.

 

В станице до войны не было ни радио, ни телефонов.

Жители узнали о наступлении фашистов, когда на железную дорогу бросили бомбу.

Оборонительные бои начались 25 сентября и продолжались до 20 декабря, наши войска, Закавказского фронта, развернули на пяти основных направлениях: Нальчикско-Моздокском, Приэльбрусском, Новороссийском, Туапсинском и Лазаревско-Сочинском. Боевые действия на Туапсинском направлении велись с середины августа 1942 г. на рубежах Хадыженска, станицы Куринской, высот Гейман, Лысая, Кочканова, Фонарь, Семашхо, Два Брата, Каменистая, Индюк и других. Здесь в ожесточенных и упорных боях врага остановили воины стрелковых, горно-стрелковой дивизий и бригад морской пехоты 18-й, 47-й и 56-й армий.

1 октября 1942года, немцы нанесли удар в районе Сосновка— гора Гейман и овладели населенными пунктами Котловина и Куринская. Противник решил обойти главные силы нашей хадыженской группировки, изолировать её и тем самым создать реальную угрозу выхода на побережье в район Туапсе

Прорыв из окружения частей 80 и 82-го гвардейских полков был в ночь 10 октября 1942-го , по замыслу должен проходить в западном направлении , Стратиевский вспоминает что в восточном ,но если посмотреть на карту получается в южном и юго-восточном через балку Грязную , вышли из окруженные в полосе 68-й морской бригады .

Гвардии сержант Новицкий числится без вести пропавшим 10 октября получается что совершил он подвиг вовремя прорыва , удалось выяснить что останки его были обнаружены и перезахоронены в 1965 году , ветеран 82-го полка после войны проживал в селении Куринском и толи возглавлял толи участвовал в поисковой работе . Место гибели Героя Советского Союза Новицкого , в различных источниках указывается по разному где высота 501, а где указывается что погиб во время прорыва.

Высота 5011 - оборонялась 85 МСП, 32 МСД в 1942г.

 Как определили что это останки Новицкого неизвестно. Но едва возможно что это было наступление, при окружении штабов какое могло быть наступление.

В списках потерь четко указано кто погиб 10 октября1942 года, а кто пропал без вести, Новицкий же числился пропавшим без вести ,с большой долей вероятности можно утверждать что вовремя прорыва погиб гвардии сержант Новицкий .


После 11 октября года на немецких оперативных картах исчезает выступ где были окружены полки . Место где были расстреляны раненые вероятно южные склоны высоты 350 .

 

 Культура

Святой источник Илии Пророка. Находится недалеко от станицы Куринской (за х. Городок, на горе Илья). С его появлением связано чудо исцеления неизлечимого больного. Летом на праздник Илии Пророка к источнику съезжаются тысячи паломников. В течение ночи беспрерывно идет служба и читают молитвы.

 

Каждый год, 2 августа, тысячи верующих устремляются сюда, к источнику. В течение ночи беспрерывно идет служба и читают молитвы. Служится молебен и чин освящения вод родника, многие из верующих просят об исцелении от различных недугов и болезней и по вере своей получают

 

 

Немного найдется таких славных святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Иисуса Христа, пророк уже тогда предвидел славу Его Преображения на горе Фавор: «и вот явились им Илия и Моисей с Ним беседующие» /Мф. 17, 3/. Святой пророк первым из всех совершил чудо воскрешения ребенка бедной вдовы /3 Цар. 17, 20-23/ и сам был взят живым на небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христа. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами Предтечей Иоанном Крестителем, о котором сказано, что он пришел в духе и силе Илии» /Лк. 1, 17/.

Святой пророк Илия родился в 10 веке до пришествия Христова в Фесвии Галадской. По преданию, его отец при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем. Пеленали его огнем и питали огненным пламенем. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармиль, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства - Иудейское и Израильское. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно же возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ Ваала.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с большим благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре /945г./ был посвящен святому пророку Илие. В Константинополе, где на службе у греческих императоров было много варягов-русов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещения русских людей.

После крещения Руси в 988 году Илиинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.

 

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

 Транспорт

Через посёлок станицы Куринской проходит железная дорога «Армавир-Туапсе».

В поселке Станционный находится - железнодорожная станция — Хадыженская, на которой останавливаются поезда дальнего следования и пригородные электрички.

Также через посёлок проходит автомобильная дорога Майкоп-Туапсе.

 

ГЕРБ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КУРИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Дата принятия: 17.09.2015

Номер в Геральдическом регистре РФ: 10449

В лазоревом и зелёном поле, разделенном серебряной перевязью, сверху зазубренной с наклоном влево, снизу – с наклоном вправо, поверх всего в центре – золотой орёл, летящий вправо с воздетыми и распростертыми крыльями, сопровождаемый: в лазури слева и вверху – серебряным мальтийским крестом, внутри серебряного увенчанного малой золотой императорской короной с отходящими золотыми лентами и связанного внизу таковым же бантом лаврово-дубового венка, в зелени справа и внизу - золотым паровозным колесом с противовесом снизу.

Обоснование символики: 
Лазоревый (синий, голубой) цвет символизирует чистое небо, честь, искренность, добродетель и возвышенные устремления. Зелёная часть герба символизирует надежду, возрождение, молодость, красоту окружающей природы – поросшие разнообразными деревьями и кустами горные склоны поселения. Серебряная (белая) диагональная зазубренная полоса (перевязь) аллегорически указывает на горные реки, протекающие через земли Куринского сельского поселения. Перевязь с зубцами также напоминает пилу, которая указывает на заготовительную и лесоперерабатывающую промышленность. Серебро (белый цвет) – символ простоты, ясности, мудрости и мира. Изображение мальтийского креста в лаврово-дубовом венке, увенчанном малой императорской короной, является нагрудным знаком Куринского 79 пехотного полка, давшего наименование станице Куринской – административному центру Куринского сельского поселения. Крест – является символом христианских устоев. Изображение дубовой ветви в венке символизирует воинскую доблесть казаков, осваивавших эти земли и указывает на гордость поселения – дубовые леса. Изображение лавровой ветви в венке символизирует воинскую славу и заслуги куринцев. Изображение паровозного колеса указывает на железную дорогу, с развитием которой связано и развитие сельского поселения. Колесо – символ движения вперёд, активности, удачи и стремления к счастью. Золото (жёлтый цвет) символизирует процветание, достаток, стабильность.

Авторская группа:

идея герба В. Нагаевский (Тихорецк), А. Раков (Краснодар);
изображение В. Нагаевский (Тихорецк);
обоснование символики: В. Нагаевский, и Н. Нагаеве кая (Тихорецк).

Утвержден:

решением Совета муниципального образования Куринского сельского поселения Апшеронского района от 17 сентября 2015 года.

 

Дата создания: 16-11-2016
Дата последнего изменения: 16-11-2016
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: